Бахчисарайский дворец

ИСТОРИЯ ДВОРЦА
- История Бахчисарая
- История Дворца
  ВИДЫ ДВОРЦА

- Схема Дворца

- Главные объекты

КРЫМСКИЕ ХАНЫ
- Род Гераев
- Список имён
- Хронология
МУЗЕЙ ВО ДВОРЦЕ

ЗАПОВЕДНИК

- Контакты

- Режим работы

Страница автора .
Книги о Крымском ханстве

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Бахчисарай - Ханский Дворец

музейный веб-сайт

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Ханский Дворец является основным объектом Музея истории и культуры крымских татар, входящего в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника.

Усеин Боданинский. Худ. А. Жмайло

Усеин Боданинский (1877-1938)

- основатель музея в Ханском Дворце

Музей в Ханском Дворце был основан Усеином Боданинским (1877-1938) - выдающимся деятелем крымскотатарской культуры и науки. В революционное время Боданинский сумел добиться от Временного правительства распоряжения о создании здесь музея. На посту директора Музея тюрко-татарской культуры (впоследствии - Бахчисарайского дворца-музея) Боданинский находился до 1934 г. За недолгое время время он успел провести колоссальную работу по формированию коллекций музея, организовать несколько археологических и этнографических экспедиций, превратить Дворец в научный центр и популярный экскурсионный объект. С 1929 г. активная научная деятельность Боданинского была свёрнута по указанию советского режима (музейную экспозицию стали поворачивать от этнографической к марксистско-пропагандистской направленности), вскоре Боданинского отстранили от должности, а в 1938 г. расстреляли в Симферополе наряду с другими выдающимися деятелями крымскотатарского культурного возрождения 1920-х гг.

Перед Второй мировой войной при музее появилась и археологическая станция, занимавшаяся в основном раскопками "пещерных" городов Крыма. Начатые Боданинским раскопки по тематике Золотой Орды и Крымского ханства не имели продолжения в ее деятельности, однако создание станции положило начало научной школе исследований памятников Юго-Западного Крыма, относящихся к византийскому цивилизационному кругу.

Во время нацистской оккупации музей продолжал работу; при отступлении нацисты серьезно разграбили музейные коллекции. Советская администрация, пришедшая на смену германской, в первый же месяц провела поголовную депортацию крымских татар. Раздавались "предложения" вслед за этим разрушить и основной исторический памятник выселенного народа. 

Дворец был спасен от уничтожения усилиями ученицы Боданинского Марии Кустовой, настоявшей на необходимости сохранения Дворца хотя бы из тех мотивов, что благодаря Пушкину он прославился на весь мир. Памятник остался нетронутым и вскоре Бахчисарайский Дворец-музей стал одним из наиболее посещаемых туристических объектов Крыма - число посетителей приближалось к миллиону в год. Рассказ о крымскотатарской истории на памятниках Дворца велся из идеологических соображений в исключительно негативном ключе, но одновременно с этим в 1960-х гг. была начата первая научно обоснованная профессиональная реставрация, существенно помогшая сохранить уникальные сооружения. Серьезная научная работа велась в археологическом подразделении музея, который с 1955 г. стал называться Бахчисарайским историко-археологическим музеем (с 1979 - историко-архитектурным).

В 1990 г. на базе этого учреждения был создан Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник. С 1996 г. в него на правах филиалов входят Музей истории и культуры крымских татар и Музей археологии и "пещерных" городов. В качестве отделов при Заповеднике работают еще два музея: Художественный и Дом-музей Исмаила Гаспринского. Заповедник, как и в прежние годы, находится в первой тройке наиболее посещаемых туристических объектов Крыма (наряду с Ливадийским Дворцом-музеем и Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником), принимая ныне около 300.000 гостей ежегодно.

Заповедник расширяет охват деятельности, стремясь не только упрочить свое положение среди крупнейших музеев Крыма, но и приобрести статус центра научных исследований по крымскотатарской тематике. Необходимость возобновления изысканий, начатых некогда Усеином Боданинским, ведет к проектированию новых музейных подразделений на базе древних памятников города: в процессе разработки находятся концепции исторического музея в Салачике и мемориального центра в Эски-Юрте. Другим важнейшим направлением работ является деятельность по охране исторических памятников, в частности, их реставрация. В 2003 г. во Дворце началась новая очередь реставрационных работ в связи с готовящимся включением Ханского Дворца в Список Всемирного Наследия UNESCO.

Структурное деление Заповедника:


МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР (филиал)
- Исторический отдел
- Этнографический отдел

МУЗЕЙ АРХЕОЛОГИИ И "ПЕЩЕРНЫХ" ГОРОДОВ (филиал)
- Отдел археологии
- Отдел "пещерных" городов
- Отдел археологии средневекового города


ОТДЕЛЫ ЗАПОВЕДНИКА:

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

- ДОМ-МУЗЕЙ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО
- Отдел фондов и реставрации 
- Отдел экскурсионного обслуживания
- Отдел охраны культурного наследия

- Историко-мемориальный музей "Поле Альминского сражения"

 

ОТДЕЛЫ, ПЛАНИРУЕМЫЕ К СОЗДАНИЮ:

- Историко-археологический музей "Салачик"

- Музей духовной культуры "Эски-Юрт"


© Б.Д.І.К.З. 2004
Тексти © Олекса Гайворонський, 2004

Родственный сайт:

кухни россии каталог